воскресенье, 25 января 2015 г.

Фейкономика. Немного о фармацевтических лохотронах



Как нетрудно догадаться, коснемся сегодня наиболее прибыльной части околомедицинской мифологии. В момент, когда 14 лет назад автор этих строк стал получать среднеспециальное медицинское образование, покой его оказался бесповоротно нарушен. Одна из причин тому – мама вашего покорного. Сколько помню ее она всегда была заморочена на собственном здоровье. Но с приближением пенсии давнишнее мамино хобби – самолечение – ощутимо набрало обороты. Спектр доступных без рецепта коробочек очень этому увлечению способствовал. Доводы, что широко рекламируемое чудо-лекарство, которые продают за 5 килобабок, по себестоимости вряд ли тянет и на процент от этой суммы, имеет дешевый эквивалент в аптеке и к тому же лекарством не является (об этом честно написано в аннотации) эффекта не имели – доверие к рекламе у советского человека нерушимо, как Союз в старом гимне. Нерушимо в "совке" и детское ожидание чуда от упаковки с иностранным названием. Результатом этих сложных стохастических факторов было то, что коллекция шаманских коробочек, бутылочек и лечебных камушков множилась еще довольно долго.
Полагаю, вероятность, что с чем-то подобным сталкивались или еще столкнетесь и вы, весьма отлична от нулевой. Посему приступим.

О предмете разговора

Только теневой российский рынок БАДов составляет (по данным на 2009-10 гг.) около 0,9 млрд долларов в год. Понятно, что теневикам товар свой впаривать кому попало невыгодно. Самый перспективный клиент – выживающее из ума старичье, держащее в заначке деньги на похороны, страдальцы с эректильной дисфункцией и озабоченные обменом веществ дамы средних лет. В интернет, за «посмотреть состав и стоимость товара», эта публика лезет редко, с врачами советуется неохотно, в целом медицине не верит, ругая ее «официальной». Ну и главное: контингент обладает непоколебимой верой в целительные силы природы. Юридически ничего противозаконного продавец не делает. Обуваемый сам соглашается платить завышенные суммы за коробочки с плацебо – никто его не принуждает.

БАД

Теория

Не хочу пересказывать то, что любой, сидящий тут, может найти и прочитать сам. Расскажу вкратце лишь о нескольких бытующих мифах.
Миф первый. «Любые препараты, синтезированные химически, опасны по умолчанию».
Реальность такова, что взятое из природы сегодня гораздо более непредсказуемо, чем синтезированное искусственно. Фармацевтическая химия давно достигла уровня, при котором можно хорошо контролировать действие известной дозы активного вещества, и гарантировать отсутствие множества примесей, присущих препаратам растительного и животного происхождения. Чистое вещество с предсказуемым эффектом vs неведомая субстанция, которая неведомо кем собрана, неведомо что содержит и главное – в неведомо какихколичествах (реальность т.н. «натуропатической медицины», увы). Что из этого выберете вы лично?
Миф второй. «Продукты пчеловодства абсолютно безвредны».
Вариант: «Ну что опасного может содержать продукт, созданный самой природой?»
Вранье. Продукты, содержащие мед, пергу, пыльцу, прополис, пчелиный яд и прочая, вызывают аллергические реакции. Причем не просто вызывают, а очень часто. В основном, конечно, у тех, кто предрасположен. Но при должном градусе фанатизма – не только у них. Поэтому, например, с особойосторожностью эти препараты стоит давать детям. А маленьким детям лучше не давать их вообще.
Но это не все. При передозировке продукты пчеловодства могут быть… токсичны, ощутимо нагружая печень и почки. 
Совсем без опаски принимать внутрь «пчелиную аптеку» может только практически здоровый гражданин. ЦА же, которой эти продукты активно впаривают, от данного статуса, как правило, далека. Что называется, «перед употреблением проконсультируйтесь с врачом».
Миф третий. «Любые растительные продукты, выращенные в экологически чистом месте, безвредны».
Оборотная сторона мифа #1.
Как и мед, травки исправно вызывают аллергию. Кроме того, токсическую дозу препарата «из гербария» точно определить куда труднее, поскольку действующие вещества в растениях «гуляют» – зависят от места сбора, времени сбора, технологии обработки и т.п. Ergo: травануться ими тоже намного легче. Особливо – по сравнению с ненавистной «химией» из соседнего отдела. Вопреки другому распространенному мифу, побочных эффектов растительные препараты вызывают ничуть не меньше, чем синтетические.
Миф четвертый и главный.
БАДы не лечат. В лучшем случае их можно применять как вспомогательную терапию к основному лечению. Но вообще их цель помочь сохранить здоровье, пока оно в наличии. Вылечить от чего-либо пищевая добавка не может по определению, что бы не сулила реклама. Почему? А потому, что действующие вещества в БАДах присутствуют в физиологических (восполняем легкий недостаток, создаем легкий избыток), а не в терапевтических (правим поломатое) дозах.

Практикум

Реальность такова, что практически все чудо-препараты, продаваемые из-под полы, по телефону, рекламируемые в СМИ под зонтичным брендом «не является лекарственным средством», должны вызывать подозрение. Потому что действующих компонентов в БАД не так много, все они известны и внесены в реестр разрешенного. Себестоимость любой их комбинации не превышает сотню-другую деревянных. Да-да, никаких тысяч рублей! Что важно знать: регистрируя новый БАД, производитель не имеет права запихнуть в него что-то принципиально новое, выходящее за рамки упомянутого списка. Хуже того, компоненты чудодейственных средств часто продаются тут же в аптеке под менее поэтичными названиями и за сумму, не превышающую десятки рублей! Посему перед покупкой стоит внимательно изучить состав препарата. Постарайтесь втолковать все это своим старикам.
У моей мамы имело умеренно-целительный эффект такое, к примеру, «комбо» доводов.
Первый.
Словосочетание «не является лекарственным средством» означает следующее: если ты докажешь, что твой препарат не является токсичным в указанных дозах и содержит только разрешенные компоненты – смело можешь его продавать. Для этого даже медицинского образования не нужно! Ведь все компоненты из списка проверены на безопасность. Чаще всего это обычные пищевые компоненты – вытяжки из овощей, например. Не надо проводить никаких исследований, а в рекламе ты можешь обещать охлосу что душе угодно. Главное поменьше конкретики – за недоброкачественную рекламу нынче и в суд могут потянуть.
Пример. Пищевая целлюлоза не содержит биологически-активных веществ, но стимулирует моторику кишечника. Заодно снижает холестерин и помогает выводить из организма радионуклиды. Стоит 10-180 рублей за упаковку (зависит от лекарственной формы и числа посредников). Смешиваем пищевую целлюлозу с рандомным компонентом из разрешенного списка, расфасовываем по капсулам, получаем «достижение высоких технологий, чудо-средство для улучшения пищеварения, похудения, профилактики рака и выведения шлаков (радионуклидов и токсинов) СуперКишкостимулин Плюс!» Лепим на этикетку медаль, рекламируем по ящику и загоняем продукт по цене… 1500 рублей упаковка. Что важно – никак не подкопаешься. Действительно ведь и помогает и профилактирует. Другой вопрос: соотношение цена/эффективность.
Второй. Запомните: производитель БАД не обязан доказывать, что его препарат эффективен. Потому что БАД – не лекарство и клинических испытаний для него закон не требует. Этим объясняется количество этого добра на рынке. По форумам в Сети под сотнями ников производитель пишет какое это чудо-средство и как оно ему лично уже помогло. Но тут тонкость. Реклама плюс зашкаливающая цена плюс «сарафанное радио» сами по себе способны вызвать плацебо-эффект у наиболее внушаемой части аудитории.
Третий. Никто и ничто не мешает регистрировать один и тот же продукт (с рецептурой, близкой до степени смешения) под разными названиями. Это следующая причина широкой распространенности БАД на рынке. Берем один и тот же состав. Патентуем оный под тремя-четырьмя разными названиями. 
Запускаем рекламу по авторитетному среди пенсионеров "Эху Москвы"… PROFIT!

Надеюсь, кому-нибудь этот текст поможет. Будьте здоровы.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий