пятница, 22 августа 2014 г.

Редкий случай чудесного спасения в авиакатастрофе

Рассказывает А.В.Клюев, много лет работавший начальником отдела МАК (Межгосударственного авиационного комитета), занимавшегося расследованием тяжёлых авиационных происшествий в части анализа состояния и действий экипажа в экстремальных ситуациях:

На подлете к Екатеринбургу у Ту-154 отказал один из двигателей - News.FlexCom.ru

Командир авиалайнера «Ту-154» готовился к своему первому самостоятельному вылету в качестве командира корабля. Рейс был челночный: полет от базового аэропорта к пункту назначения и сразу же обратно. Дома на земле уже готовились к вечернему банкету по поводу успешного введения в строй новоиспеченного командира. Все, казалось, благоприятствовало успеху, но только казалось...
В этот злополучный рейс в состав экипажа был включен проверяющий бортинженер, в задачу которого входила проверка качества работы штатного бортинженера. Эта проверка закончилась плачевно...
Самолет, вылетев из пункта базирования, занял нужный эшелон и летел над тверскими лесами на десятикилометровой высоте со ста тридцатью тремя пассажирами на борту. До момента времени X полет проходил нормально. А дальше происходит то, во что трудно поверить даже людям, искушенным в практике расследования авиационных происшествий. Разом смолкают все три двигателя. Наступает трагическая тишина...
Представьте себе, что вы летите на борту самолета на приличной высоте, и вдруг размеренный гул работы двигателей сменяется гробовой тишиной. Состояние не из приятных. Однако благодаря усилиям бортпроводников паники в салоне удалось избежать, сумевших убедить пассажиров, что ничего страшного не происходит и совсем скоро двигатели вновь заработают.
Экипаж в это время не впал в панику благодаря четким действиям командира воздушного судна. Тот, понимая, что ситуация крайне сложная, мгновенно отключает автопилот и переходит на ручное управление. Что прежде всего необходимо для того, чтобы самолет не сорвался в «штопор»? Сохранить скорость. А как ее сохранить, если все двигатели стоят? Остается один выход: бросить самолет, весящий около ста тонн, камнем вниз и на горке набрать скорость, необходимую для безопасного планирования, но не превышающую критическую, при которой самолет может попросту развалиться в воздухе из-за действия нерасчетных перегрузок. При достижении максимальной критической скорости самолет нужно перевести в горизонтальное планирование и до момента, когда скорость становится критически малой, на которой самолет сваливается вниз, строго выдерживать горизонтальное планирование.
Лишь выполняя подобные маневры, требующие ювелирной точности пилотирования и колоссальной психологической устойчивости от командира воздушного судна, можно выиграть время, необходимое для запуска двигателей в воздухе. Именно этим экипаж и начал заниматься, однако все многочисленные попытки запустить хоть один из двигателей не увенчались успехом. С каждым новым маневром самолет кругами все ближе и ближе подходил к земле...
Командир, понимая, что ситуация становится катастрофической, делал все, чтобы как можно дольше продержать самолет в воздухе, и не только продержать, но и подобрать среди дремучих лесов сносную площадку для выполнения аварийной посадки стотонной махины на землю. С потерей высоты обзор земли все сокращался...
Наконец площадка была подобрана. Это было недавно убранное рыхлое картофельное поле. Командир дал команду бортинженеру на выпуск шасси и, в последний раз снижаясь, буквально притер машину к поверхности земли.
Самолет бежал по рыхлой земле целехонький, подпрыгивая на кочках, и быстро тормозился, но незадолго до остановки задел правым крылом стоявший в поле телеграфный столб. Из поврежденного крыла. в котором находились топливные баки, хлынул керосин и начался пожар.
Энергичными и самоотверженными действиями экипаж эвакуировал из горящего самолета практически всех пассажиров, которые получили при аварийной посадке лёгкие телесные повреждения. Четырех человек, получивших более тяжелые травмы, спасти из зоны пожара не удалось...

***

К тому времени (а это было в начале 80-х годов) я успел повидать многое, и мне было с чем сравнивать, но этот случай до того времени, когда я проник в тайны человеческого сознания, был для меня загадкой. Командир воздушного судна в течение 16 минут (а именно такое время находился в воздухе стотонный самолет с неработающими двигателями) действовал в поразительном режиме функционирования психики, не допустив в крайне экстремальной ситуации ни единой ошибки, — все его действия были выверены до абсолюта.
Теперь-то мне очевидно, что пилот в незнакомой ему критической ситуации действовал в режиме интуитивной сверхсознательной психической деятельности, не допуская перехода в десинхроноз. Это был пилот от Бога. Ему бы летать и летать, но судьба распорядилась иначе...
Расследование выявило причину происшествия: бортинженер-инструктор и штатный бортинженер потеряли в полете контроль за подачей топлива в расходный бак. Экипаж — команда неделимая, а командир отвечает за все. В суде вина экипажа была доказана. Все были приговорены к разным срокам заключения. Летная карьера пилота от Бога закончилась...

Источник (с.111-113)

Комментариев нет:

Отправить комментарий