воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Мнение генерала: Хотят ли русские войны... гражданской?

Поставнин Вячеслав Александрович . Экономическая политика
Поставнин Вячеслав Александрович, родился в Москве, окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникид­зе (радиоинженер) в 1978 году. С 1981-го - сотрудник орга­нов государственной безопасности. Генерал-майор запаса. В 1993-2001 гг. - советник Департамента консульской служ­бы МИД России. В 2003-2008 гг. - начальник Управления информации, начальник Управления внешней трудовой мигра­ции, заместитель директора Федеральной миграционной служ­бы России. С 2009 г. - президент Фонда «Миграция XXI век».

С конца 80-х годов на тер­ритории бывшего Советского Союза произошло более полутора сотен межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Но пока беспоряд­ки не выплеснулись на Манежную площадь и разъярен­ную толпу можно было увидеть прямо из окон Кремля, взрывоопасность межнациональных отношений руко­водством России до конца не осознавалась.
Что же случилось с былой дружбой наших народов? Почему вдруг встал парадоксальный вопрос — защита русского населения? И это в стране, где, по официаль­ным данным, проживает 80% русских. Лозунг «Россия для русских!», согласно социологическим опросам, вызывает одобрение более чем у половины жителей страны. По этому поводу можно негодовать, сколько угодно сокру­шаться, в ряде СМИ уже муссируется страшное обвине­ние русских в фашизме... Что ж, у нас свобода слова. Но в словах ли тут дело?
А что если, смирив эмоции, попробовать понять, что же на самом деле вызывает обиду у людей, которые счи­тают себя русскими? Говорим «считают», потому что, во-первых, история государства Российского такова, что ес­ли копаться в «чистоте» крови, то упомянутые 80% сильно поубавятся, а во-вторых, мы убеждены, что принадлеж­ность человека к какой бы то ни было нации (не путать с национальностью!) определяется прежде всего его само­ощущением, языком, на котором он говорит, культурой, которую исповедует.
Позавидуешь, право же, Америке, там национальность и гражданство — одно и то же, там все — американцы. А многонациональный народ нашей страны мучительно ищет, но никак не найдет свою идентичность. Это как у Маяковского: «улица корчится безъязыкая...» Появилось, правда, понятие «россияне», но как-то не привилось в быту.
Думаем, все-таки не стоит паниковать из-за того, что большинство наших граждан, далеких от политики людей отвечают, не чувствуя подвоха: да, Россия для русских. А впрямь: если даже не для русских, то для кого? Полага­ем, это своего рода «протестное голосование». Видимо, столь неуклюже вылезает наружу та самая обида: мы чувствуем себя русскими, живем в государстве, которое носит имя Россия, почти все жители страны знают рус­ский, так почему же политики озабочены правами мень­шинств, а русского народа как такового будто и не существует? И почему, мол, в такой огромной стране, которую ценой своей пролитой крови собирали наши предки, нам, русскому большинству, просто житья нет?
Тут никого не переубедишь, не докажешь, что не толь­ко же русские, но и большинство жителей России других национальностей чувствуют себя сегодня обманутыми в лучших надеждах. Что поделать, так устроен человек: своя боль всегда больнее. Непонятная до сих пор большинст­ву приватизация, коммерциализация всех отношений...
И вот посмотрит простой человек вокруг и сделает вы­вод: одним жуликам сейчас жить хорошо. Среди дорвав­шихся до «госкорыта» жуликов полно, конечно, и русских по крови, но на глаз кажется, что «не русских» больше. Возможно, и так.
Ведь не секрет, что большинству русских не хватает необходимой в наше время изворотливости, к тому же еще и пьянство считается нашей характерной чертой. Ко­нечно, русские, как и все люди, очень разные.
Но порой тот же растерявшийся от непонятностей жизни русский спивается не только потому, что нищета заела, а больше из-за отчаяния, основанного на беспра­вии маленького человека. А вот рядом поселился плохо говорящий по-русски сосед, сразу хоромы себе отгрохал, на «Мерседесе» разъезжает и все у него почему-то полу­чается. Нет, это не просто зависть. Тут есть нечто поглубже.
Знают же русские, что такие удачливые новожители приезжают к нам в основном именно из тех стран, где нашим соотечественникам еще недавно кричали: «Чемо­дан, вокзал, Россия!» Более 10 млн человек вынужденно переселились из бывших республик Союза. Многие бежали, бросив все нажитое, спасая себя и детей. Уходят русские и из ряда южных регионов России. Ингушентия и Чеченская Республика превратились по существу в мо­нонациональные. Русскоязычное население начинает по­кидать даже Ставропольский край.
А в это же самое время в крупные российские города, и прежде всего в Москву, хлынул торгово-спекулятивный класс из новообразованных стран Закавказья и некото­рых регионов Северного Кавказа. Хоть основная часть населения живет там в такой же нужде, как наша провинция, но тамошняя «элита», имеющая должности и крепкие клановые связи, давно, еще при советской вла­сти успела сколотить капитал и теперь едет на простор в Россию и держится здесь как полновластная хозяйка. В России при советской власти большинство из нас жили весьма скромно, только на зарплату. В верхах и то­гда процветала, конечно, коррупция, но неправедные до­ходы принято было прятать от чужих глаз. Похваляться же богатством, как это происходит сегодня, считалось вер­хом неприличия. А при новом порядке вдруг раздался клич: «Обогащайтесь!» И взятка стала уже не взяткой, а поощ­рением за хорошую работу. И видит же народ, как про­нырливые гости скупают наших чиновников, по крайней мере торговая и строительная отрасли уже скуплены, как говорится, на корню. Причем обнаглевшие уже до «бессознанки» чиновники, обеспечивая интересы пришлых и неизбежно ущемляя при этом какие-то интересы мест­ных, считали себя (и сейчас считают) истинными патрио­тами: а как же, ведь привлекаем, мол, в страну бизнес, и он будет развивать российскую экономику.
В советских людях 70 лет воспитывалось чувство кол­лективизма, а теперь, словно в насмешку, все оберну­лось махровым индивидуализмом. Чувство ответственно­сти за свое дело напрочь улетучилось. Люди рассуждают: да ради чего я буду гробиться, все равно же все решает «бабло» и связи, честным трудом сегодня ничего не добь­ешься.
У нас произошло такое резкое расслоение общества на кучку очень богатых и массу сводящих концы с конца­ми, что капитализму и не снилось. Сформировавшаяся в этой чудовищной ломке олигархически-бюрократическая российская «элита» с презрением отдалилась от народа, относится к «низам» как к обслуживающему персоналу, несмышленышам, которых надо постоянно учить уму-ра­зуму и государственному порядку.
Вот уже 20 лет весь народ России находится в каком-то хаотическом брожении. Попраны все идеалы, нет ве­ры в закон и справедливость. В России одно за другим происходят события, компрометирующие страну. А боль­шинство русских еще сохраняет память о былом величии России, о ее роли цивилизатора многих народов, прожи­вающих на территории бывшей империи. И у людей нарас­тает раздражение, не могут они найти внятного объясне­ния, почему так случилось, что им, наследникам многих поколений, завоевывавшим славу и огромные террито­рии России, теперь недоступны те блага, которыми воль­готно пользуются богатые приезжие. Интересно: хоть пресловутое «понаехали тут....» обру­шивается в основном на головы несчастных «гастарбайтеров», но если поговоришь с вменяемыми людьми, большинство согласится: конечно, работяги-мигранты нужны, они старательны и безотказны, опять же не пьян­ствуют. Другой скажет: но какая нам польза от их деше­вого рабского труда? Налогов эти нелегалы не платят, и все доходы идут не государству, не народу, а коррупции? Третий вскипит: да сколько можно терпеть, что, куда ни глянь, все злачные места, магазины, рынки, да целые спальные районы столицы скуплены приезжими?! Прав­да, стоит задать резонный вопрос: а что, разве «гастарбайтеры» виноваты, что на их бесправии кормится наша милиция и свора чиновников, и разве не сами же рус­ские все злачные заведения богатым приезжим прода­ли? — градус дискуссии спадает.
Но не только ненасытная мелкочиновничья рать (плюс, конечно, полиция) унаваживает почву для вспышек нена­висти между людьми. Есть более опасные «патриоты» в верхах, они действуют куда масштабнее — сеют непри­язнь между большинством и «меньшинствами» из сооб­ражений, понимаете ли, государственной «политической целесообразности».
Приведем для примера один вроде бы малозначитель­ный факт, касающийся последствий чеченской войны.
Итак, говорим о компенсациях пострадавшим за поте­рянное жилье и имущество. В 1995-м по указу Ельцина всем бежавшим из-под бомб, чеченцам и русским, была назначена одинаковая выплата в 120 тыс. руб. Получить эту мизерную подачку можно было один раз и то с великими муками.
Не все пострадавшие сумели быстро собрать нужные документы. А тут грянул дефолт и предназначенная (на покупку жилья!) сумма стала просто смешной. Люди пе­рестали обивать пороги миграционной службы — ждали индексации. Дождались: в конце второй войны вышел новый указ: о выплате уже в 350 тысяч. Стоит ли объяс­нять, что и на эти деньги обустроиться семьям, чьи квар­тиры (да и судьбы) безжалостно разбомбило родное госу­дарство, просто немыслимо.
Но сейчас даже не про деньги речь. Внимание: 350 вы­дают только тем, кто вернется в Чечню, а «безвозвратно покинувшие» (понятно, что это в основном русские) оста­лись на прежнем пороге: 120 тысяч — и гуляй, Вася... Тут просится много крепких слов... Воздержимся. Только заметим: если бы какой-то хитроумный враг Рос­сии задался коварной целью специально стравить по­страдавших русских с пострадавшими чеченцами, лучше­го способа он бы не придумал. Но ведь не было же ни коварства, ни злодейства.
Был холодный циничный расчет: правдами-неправда­ми заманить хоть какую-то часть обнищавших русских об­ратно в Чечню, чтоб помешать ей стать моноэтничной.
О целостности государства наши «патриоты», оказыва­ется, думали, решали таким образом жгучий националь­ный вопрос. Ну, не получилось — ошибочка вышла.
Цинизм, а точнее сказать издевательство над бездом­ными русскими продолжается по сию пору: 120 к 350 — так и застыло. Сколько же было обещаний «закрыть на­доевший вопрос», не раз обсуждались уже просчитанные до рубля программы (в их подготовке непосредственно участвовал один из авторов — В. Поставнин, когда он работал заместителем директора ФМС, а за ситуацию на Кавказе тогда отвечал Дмитрий Козак). Но тем дело и кончилось. Что ж, на насущные нужды людей у России всегда не хватает денег. Хотя государству везет: на «закрытие вопроса» требуется из казны все меньше и мень­ше денег. Ну, за 16 прошедших с начала бомбежек лет многие из «безвозвратно покинувших» Чечню уже поки­нули и этот свет. А те, кто пока жив, где-то как-то ютятся, рассыпались по бескрайним просторам России. Уже и не жалуются. Да пусть бы и жаловались, кто их услышит?
Так уничижающе «оценить» (в три раза дешевле!), до­пустим, тех же чеченцев наши власти, конечно, не посме­ли бы, попросту струсили бы, а с русскими можно посту­пать как хочешь. Они ведь народ терпеливый.
Да, великое русское терпение известно, но и ему, судя по всему, подходит конец. Дикий бунт на Манежной — что это, если не сигнал тревоги об опасности граждан­ской войны? Что же нам, гражданскому обществу, перед лицом та­кой страшной угрозы делать? Скептики говорят, что в Рос­сии гражданского общества нет. Другие, наоборот — что как раз в последнее время, когда Россию сотрясает одна трагедия за другой, наши граждане начинают просыпать­ся и сами эффективно спасают себя. Самый убедитель­ный аргумент — летние пожары, когда люди, сорганизо­вавшись по Интернету, сделали больше, чем МЧС. Как утешение то и дело вспоминается подвиг всего нашего народа в Великой Отечественной...
Созрело наше общество до гражданского статуса или нет, но что делает российская интеллигенция? Почему не слышен ее честный голос, которому поверили бы люди? Ведь надо же в конце концов втолковать широким мас­сам пагубность слогана «Россия для русских!», когда его скандируют подростки, натравленные разными негодяя­ми, а потом эти глупые дети идут бить «инородцев».
Умами масс владеет сегодня ТВ. Национальная про­блематика, тесно связанная с экстремизмом и террори­стическими актами, не сходит с экрана. Но до чего ж бы­вает стыдно присутствовать на этих ток-шоу, когда здоро­венные мужики стоят у барьера и кричат друг на друга как обезумевшие. Им нужен только пиар, каналу — вы­сокий рейтинг, а чем прозвучавшее на миллионную ауди­торию слово в жизни отзовется, кто сегодня думает? Есть, правда, и другая крайность. Иной специалист умно гово­рит, все так гладко, словно песня. По-русски говорит, все слова знакомы, а смысла не разберешь.
Эту судьбоносную для нашей страны тему надо обсуж­дать и обсуждать. Вот, кстати, давно назревшая «нацио­нальная идея»: как нам сохранить гражданский мир в на­шем многонациональном государстве? Скажем короче: как 160 народам России стать единой уважающей себя нацией? Это крайне трудная, тонкая и очень долговремен­ная работа. Однако откладывать ее на потом, на «после выборов» было бы просто самоубийственно для той же «Единой России».
Можно загнать себя уже в абсолютный тупик: да пото­му, мол, наша интеллигенция молчит, что народ у нас та­кой — не откликнется. В последнее время в СМИ и даже в «научных» работах проскальзывает тезис о некоей ущерб­ности и деградации русского народа. Но приведем на этот счет мнение человека, имя которого знает весь мир:
«Рассказывают и печатают ужасы: пьянство, разбой, пьяные матери, цинизм, нищета, бесчестность, безбо­жие. Соображают иные, серьезные, но несколько тороп­ливые люди, что если продолжится такой «кутеж» еще хоть только десять лет, то и представить последствий нель­зя... Однако, как уже не раз бывало, в последний момент вся ложь, если только есть ложь, выскочит из сердца на­родного и станет перед ним с неимоверной силой облег­чения. Во всяком случае спасет себя сам, если и впрямь дойдет до беды. Себя и нас спасет...»
«Спасет себя сам» — это Достоевский про наш «ущерб­ный» народ сказал. С тех пор прошло не десять, а полто­ры сотни лет, и не погибла же за это время Россия, а на­кануне Первой мировой войны была на таком подъеме, что вся Европа нам завидовала. Так что грешно нам петь по себе тризну. Для начала пора уж понять, что самая главная угроза нашей безопасности не в экономическом кризисе, исходит она не извне, а тем более не от оппози­ции. Главная трагедия России — в отсутствии разумной национальной политики, которая привела фактически к уничтожению нашей русской идентичности, а все это — прямой путь к тому самому русскому бунту... Кровавому и беспощадному.
Да, невозможно с разбегу «идентифицировать» в один народ всех жителей России. С какой стати татарин, эски­мос, еврей и еще, например, чукча станут называть себя русскими? Да, нелегко нам разобраться с нашей иден­тичностью. Но почему же, когда за границей всех выход­цев из России, даже евреев, уехавших в Израиль, назы­вают русскими, никого это совершенно не смущает. Так в чем же дело?
Неужели только в том, что для домашнего употребле­ния единого названия не можем найти? Кто-то усмехнет­ся: да о чем тут собственно спорить, если в стране 80% русских. Другой возразит: знаете, когда слышишь, что русские националисты призывают меня гордиться просто тем, что я по крови русский, хочется отказаться от своей национальности. Третьи вообще скажут: сегодня, когда некоторые персонажи так позорят Россию перед всем миром, даже стыдно называться русским.
Пускай и те, и другие, и третьи по-своему правы. Но мы ведь уже говорили, что не признаем разделения лю­дей по составу крови, форме носа или разрезу глаз.
Сейчас не до таких глупостей. Мы убеждены, что пе­ред лицом грозящей нашему обществу опасности все ду­мающие люди страны должны объединить свои искрен­ние усилия, поверить в свой народ и научиться с ним по-человечески разговаривать. А на каком языке проще все­го нам вместе говорить? Ну что за вопрос! Разумеется, на русском. И как бы склонные к самоедству русские се­бя ни ругали, но ведь это бесспорная истина: альтернати­вы русской культуре просто нет. Было бы грешно недо­оценивать вклад в духовную сокровищницу нашего об­щества других народов, но все же давайте не забывать, что, к примеру, Чингиз Айтматов большую часть своих произведений написал на русском и сегодня наш живой классик Фазиль Искандер пишет по-русски, да мало ли еще кто из «инородцев» считает русский родным языком. В заключение хотелось бы выразить надежду, что Рос­сия соберется с духом и сбросит наконец со своих плеч тяжкий крест, который мы несем последние сто лет: быть уроком для всего мира «как НЕ надо делать». А если ин­теллигенция в этом труднейшем деле народу не поможет, расплатой за нашу русскую маниловщину будет само су­ществование России как суверенного государства.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий